Общие принципы формирования учетной политики. Разработка учетной политики для целей налогообложения Учетная политика налоговый кодекс рф

Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом - в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.

Понятие "учетная политика для целей налогообложения" дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, - это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

общие и организационно-технические вопросы;

методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

применение аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;



– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

– выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

– идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

– оформление избранной учетной политики.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода - по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.

3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.

5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.

7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов.

10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.

11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.

13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов - по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.

Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления

Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. В данной статье раскрыты основные моменты составления учетной политики, а также типичные ошибки, допускаемые организациями при этом.

Формирование учетной политики не право, а обязанность!

Ошибка! На практике среди организаций, применяющих специальный налоговый режим в виде УСНО, бытует мнение: поскольку Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) освобождает упрощенцев от ведения бухгалтерского учета, то они вправе не формировать свой внутренний локальный акт, то есть не составлять учетную политику.

Действующее законодательство на самом деле освобождает от ведения бухучета налогоплательщиков, применяющих УСНО (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете). Однако при всем этом "упрощенцы" обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(1) и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(2) . Данные нормативные документы предусматривают различные способы начисления амортизации, которые требуется зафиксировать в учетной политике организации. Кроме того, именно в этом внутреннем локальном акте должен быть указан лимит стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов. Помимо перечисленных факторов не следует забывать и о порядке ведения "упрощенцами" Книги учета доходов и расходов, который также надо прописать в учетной политике. Более того, в октябре текущего года Минфин устранил все сомнения по поводу "составлять или не составлять" учетную политику "упрощенцам". Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106 "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" утверждено ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), которое в части формирования учетной политики распространяется на все организации.

Что подсказывает практика проверок? Необходимость формирования учетной политики возрастает, если организация совмещает два спецрежима - УСНО и ЕНВД.

Единый налог на вмененный доход предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов (п. 1 ст. 18 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В случаях, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с другими режимами (в данном случае УСНО), он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом заметим, что законодательство не описывает порядок раздельного учета. Налогоплательщик должен самостоятельно определить его объекты и организовать учет. В случае совмещения таких специальных режимов налогообложения, как УСНО и ЕНВД, необходимо разделить практически все хозяйственные операции. В связи с тем, что при ЕНВД бухгалтерский учет ведется в полном объеме, при совмещении такого режима с УСНО необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме по всем видам деятельности (письма Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 , от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230 , от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156). Налогоплательщик должен составить положение о раздельном учете, которое будет предусматривать правила раздельного учета имущества, хозяйственных операций, обязательств и т.д. В положении должен быть определен принцип ведения раздельного учета, а также правила распределения показателей, одновременно задействованных в нескольких видах деятельности, - этот принцип нужно отразить в учетной политике.

Говорить о целесообразности составления учетной политики для организаций, находящихся на общей системе налогообложения, нет необходимости. Это та группа налогоплательщиков, которые просто обязаны составлять учетную политику. Обобщим вышеперечисленные доводы. Итак, в соответствии со ст. 23 НК РФ все налогоплательщики должны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (ст. 23 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следует из приведенного определения, в учетной политике должны найти отражение все используемые налогоплательщиком при исчислении налогов способы (методы) расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство содержит пробелы, налогоплательщик для формирования полной и всеобъемлющей учетной политики в целях правильного и достоверного исчисления налогов вправе самостоятельно разработать методику того или иного расчета, закрепив ее в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Вывод! Действующее законодательство обязывает все организации и учреждения составлять учетную политику в целях ведения как бухгалтерского, так и налогового учета и исключений не предоставляет.

Какие основные задачи должна решать учетная политика?

Ошибка! Опыт проверок показывает, что главные бухгалтеры чаще всего разрабатывают учетную политику для проформы, используя готовые шаблоны, размещенные в Интернете или справочно-информационных системах. Такой подход является в корне неверным. Ни одна типовая форма, как бы хорошо ни была она разработана, не может учесть всех особенностей каждого учреждения и организации. Это одна из причин, по которым не существует подобных форм, утвержденных законодательно.

Вывод! Утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если она детально продумана и решает задачи:

Выбора одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве;

Отказа от метода учета, предусмотренного по умолчанию, если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным налоговым законодательством;

Сближения бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, уменьшения объема работы бухгалтера;

Минимизации ожидаемых (прогнозируемых) налогов.

В чем заключаются основные правила формирования учетной политики?

Ошибка! Бытует мнение, что учетную политику для целей бухгалтерского учета можно изменять каждый год. Эта ошибка является следствием не всегда правильного толкования норм отдельных правовых актов. Рассмотрим их более внимательно.

Что говорит законодательство? В соответствии с Законом о бухгалтерском учете надо не забывать о следующих правилах формирования учетной политики:

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6);

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6);

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).

Вывод! Во-первых, учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз, "на века" и применяют последовательно из года в год, ее не нужно утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях.

В Российской Федерации порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации-налогоплательщика.

В настоящее время в РФ бухгалтерский учет и налоговый учет внутри организации могут быть раздельными. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008. Для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями Налогового кодекса РФ, Часть вторая, главы 21, 25. Таким образом, учетная политика организации регламентирует ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

Учетная политика организации в целях налогообложения должна быть утверждена руководителем до наступления очередного налогового периода.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильного исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно на основе норм и правил налогового учета исходя из принципа последовательности. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. При изменении методов учета решение о внесении изменений в учетную политику принимается с начала нового налогового периода. При изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, в учетной политике должны быть определены принципы и порядок их отражения для целей налогообложения.

Данные налогового учета должны показывать: порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы (документы для налогового учета) должны содержать в обязательном порядке следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

1. Что понимают под налоговой системой?

2. Перечислите основные права налогоплательщиков и налоговых агентов.

3. Перечислите обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

4. Какова структура налоговых органов?

5. Перечислите основные полномочия и обязанности налоговых органов.

6. Каковы формы проведения налогового контроля?

7. Что содержит налоговая декларация?

8. В каком случае заполняется упрощенная (единая) налоговая декларация?

9. Каков порядок проведения камеральной проверки?

10. Чем отличается камеральная налоговая проверка от выездной?

11. Какие сроки устанавливаются для проведения выездных проверок?

12. Как должен быть построен налоговый учет внутри организации?

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала

Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)" , утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н . Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ , представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ , а именно из п.1 ст.285 , в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.

Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики - следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ . Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.

Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.

Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.

Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ .

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.

Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль. Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.

Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства. Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности , утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее - Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.

В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов (товара);

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)" , утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее - ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов. Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01 . Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО - по стоимости последних по времени приобретений. В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н , данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).

Амортизация. Налоговым законодательством () предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую - десятую амортизационные группы. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ . Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным - самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу). Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию. Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.

В соответствии с п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.

За исключением восьмой - десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.

Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с

Савинкова Анастасия

Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности каждая фирма должна разработать и принять учетную политику для целей бухгалтерского учета. Принятая учетная политика обязательна для применения всеми подразделениями фирмы, включая территориально отдаленные и выделенные на отдельный баланс.

Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год

Учетную политику можно менять или дополнять, если:

– меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;

– фирма внедряет новые способы ведения бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);

– меняются условия работы фирмы (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).

Чтобы правильно и обоснованно отразить изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности, нужно выполнить следующие действия:

– определить перечень необходимых изменений и подготовить их обоснование;

– утвердить изменения в учетной политике приказом руководителя;

– сформировать бухгалтерскую отчетность на основе прежней учетной политики;

– определить, нужно ли пересчитывать показатели бухгалтерской отчетности. Если нужно, то предварительно следует определить период перерасчета и оценить возможность его проведения. По общему правилу перерасчет требуется проводить минимум за два года:

– если нормативным правовым актом, из-за которого меняется учетная политика, предусмотрен другой период или порядок перерасчета;

– если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности. Невозможность перерасчета должна быть обоснованна;

– пересчитать показатели исходя из того, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Например, при смене метода оценки материалов ЛИФО на метод ФИФО нужно пересчитать стоимость материалов, списанных за весь период перерасчета, и их остатки. Поскольку это приведет к изменению остатков незавершенного производства, себестоимости и финансового результата, результаты перерасчета нужно сохранить. Они будут документальным обоснованием для изменений показателей отчетности;

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Московской области

РЕФЕРАТ

На тему: «Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета»

Выполнила:

Студентка 3 курса

Группы БЭ-14

Савинкова Анастасия

Преподаватель:

Мишина Елена Николаевна

г. Павловский Посад

2013-2014 учебный год

Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета

Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности каждая фирма должна разработать и принять учетную политику для целей бухгалтерского учета. Принятая учетная политика обязательна для применения всеми подразделениями фирмы, включая территориально отдаленные и выделенные на отдельный баланс.

Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год

Учетную политику можно менять или дополнять, если:

– меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;

– фирма внедряет новые способы ведения бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);

– меняются условия работы фирмы (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).

Чтобы правильно и обоснованно отразить изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности, нужно выполнить следующие действия:

– определить перечень необходимых изменений и подготовить их обоснование;

– утвердить изменения в учетной политике приказом руководителя;

– сформировать бухгалтерскую отчетность на основе прежней учетной политики;

– определить, нужно ли пересчитывать показатели бухгалтерской отчетности. Если нужно, то предварительно следует определить период перерасчета и оценить возможность его проведения. По общему правилу перерасчет требуется проводить минимум за два года:

– если нормативным правовым актом, из-за которого меняется учетная политика, предусмотрен другой период или порядок перерасчета;

– если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности. Невозможность перерасчета должна быть обоснованна;

– пересчитать показатели исходя из того, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Например, при смене метода оценки материалов ЛИФО на метод ФИФО нужно пересчитать стоимость материалов, списанных за весь период перерасчета, и их остатки. Поскольку это приведет к изменению остатков незавершенного производства, себестоимости и финансового результата, результаты перерасчета нужно сохранить. Они будут документальным обоснованием для изменений показателей отчетности;

– внести изменения в данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета. Причем за год, предшествующий изменениям, для сопоставимости показателей нужно составить и промежуточные формы отчетности. Сдавать эти документы в налоговую инспекцию не нужно;

– отразить в бухучете разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января. В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями будут отражать денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты переоценок отнесите на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток

– раскрыть изменения учетной политики в пояснительной записке за отчетный год.

Вновь созданная фирма должна утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. Применять этот документ нужно с момента создания фирмы.

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает руководитель фирмы. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме. Если фирма ведет бухучет на компьютере, то принятой учетной политике должно соответствовать используемое программное обеспечение.

Формирование учетной политики включает в себя выбор того или иного способа ведения бухучета из нескольких, предусмотренных законодательством. Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, разработайте его самостоятельно. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 ПБУ 1/98. Учетную политику необходимо составлять, исходя из определенных предположений (допущений) о будущей деятельности фирмы. Например, с учетом предположения об имущественной обособленности, которое подразумевает, что на балансе фирмы отражается только ее собственное имущество. Если в дальнейшем такие предположения не будут соблюдаться, причину отклонений придется раскрывать в пояснительных записках к бухгалтерской отчетности. Точно так же нужно будет поступать, если при формировании учетной политики фирма исходила из других предположений (допущений). Например, если учетную политику составляет фирма-лизингополучатель, которая учитывает на своем балансе имущество лизингодателя.

Учетная политика должна включать в себя:

– рабочий план счетов;

– формы первичных документов, для которых нет унифицированных бланков;

– формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если фирма планирует ее составлять);

– порядок проведения инвентаризации;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;

– другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Учетная политика должна обеспечивать:

– полноту отражения всех факторов хозяйственной деятельности (в бухучете должны отражаться все операции без исключений);

– своевременный учет хозяйственных операций (все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в тех периодах, в которых они имели место);

– приоритет содержания над формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, должны отражаться в бухучете независимо от даты госрегистрации договора;

– соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

– рациональное ведение бухучета (трудозатраты на получение информации должны быть сопоставимы с ее ценностью);

– большую готовность к признанию в учете возможных расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (имеется в виду целесообразность создания резервов предстоящих расходов. Например, резерва под снижение стоимости материальных ценностей).

Элементы и принципы учетной политики, без которых нельзя достоверно оценить финансовое положение фирмы, нужно раскрывать в Пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Как минимум в ней должны быть отражены:

– способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

– способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции;

– порядок определения прибыли от реализации;

– другие элементы и принципы, которые, по мнению фирмы, влияют на принятие управленческих решений.

Кроме существенных элементов и принципов в Пояснительной записке к годовой отчетности нужно раскрыть все изменения в учетной политике, которые будут применяться в следующем году.

В промежуточной (квартальной) отчетности нужно освещать изменения в учетной политике только в том случае, если они произошли в течение отчетного года. В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят. Поэтому по инициативе фирмы сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Формирование учетной политики для целей налогообложения

В ряде случаев Налоговый кодекс РФ допускает различные варианты определения налогооблагаемой базы или уплаты конкретного налога. Выбрать один из возможных вариантов фирма должна самостоятельно. Сделанный выбор нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, которая должна быть утверждена приказом руководителя фирмы.

В Налоговом кодексе РФ не указано лицо, ответственное за разработку налоговой политики фирмы. Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику, разбирающемуся в налогообложении. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

Учетную политику должен утвердить руководитель фирмы приказом. Приказ составляется в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Вновь созданные фирмы должны утвердить учетную политику не позднее того периода, за который они впервые определят базу по налогу на прибыль. Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что для того чтобы рассчитать налоговую базу, потребуются данные налогового учета, которые нужно сформировать на основе утвержденной налоговой политики.

Разработанную налоговую политику применяют последовательно из года в год с момента создания фирмы и до ее ликвидации. То есть составлять новую учетную политику каждый год не нужно. Применяют учетную политику до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения по налогу на прибыль устанавливает порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Чтобы сформировать учетную политику для расчета налога на прибыль, нужно выбрать из возможных вариантов учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, один. Разработанная учетная политика должна содержать:

– элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве (например, метод оценки материалов при их списании в производство (п. 8 ст. 254 НК РФ));

– самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на фирму (например, список прямых расходов для расчета налога на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ));

– обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющие его использовать).

В частности, в этом разделе учетной политики нужно определить:

– порядок признания доходов и расходов (кассовый метод, метод начислений);

– состав и порядок создания резервов;

– способ начисления амортизации по основным средствам;

– условия применения амортизационной премии;

– способ оценки покупных товаров при их реализации;

– способ оценки материалов при отпуске в производство;

– перечень прямых расходов;

– порядок перечисления авансового платежа;

– порядок формирования регистров налогового учета.

В разделе учетной политики, связанном с начислением и уплатой НДС, нужно определить:

– порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;

– порядок ведения раздельного учета "входного" НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставок на экспорт;

– порядок ведения журнала полученных счетов-фактур.

Фирма вправе изменить принятую учетную политику. Это возможно, если меняются нормы законодательства, влияющие на порядок расчета и уплаты налогов, или если фирма решила отказаться от каких-либо вариантов, выбранных ранее. Все изменения и дополнения, которые вносятся в учетную политику, должны быть утверждены приказом руководителя фирмы.

Налоговый кодекс РФ не содержит требования о представлении в инспекцию учетной политики для целей налогообложения. Однако в случае изменения учетной политики в связи с вступлением в силу поправок в законодательство, а также при проведении выездной проверки налоговые инспекторы могут потребовать у фирмы копию приказа по учетной политике (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317 и УФНС России по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754).

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, фирма обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке: налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ); вычетов по НДС (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Учетную политику для целей налогообложения можно изменить или дополнить.

Для этого нужно:

– подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

– определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);

– проверить ограничения, связанные c продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы фирма должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

– утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Изменения в учетную политику можно внести в двух случаях:

– при смене фирмой выбранного метода учета;

– в случае изменения законодательства о налогах и сборах.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступят в силу в разное время:

– при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1-го января года, следующего за внесением изменений);

– при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

В течение календарного года изменить учетную политику по иным основаниям, кроме изменения законодательства, нельзя. Если законодательные поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не надо, учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

В ряде случаев Налоговый кодекс РФ накладывает ограничения на время, в течение которого фирма должна следовать выбранному методу учета. Так, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

– оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);

– формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у фирмы появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций. Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором у фирмы возник новый вид деятельности.

Изложенный порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику фирмы прописан в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Для целей Бухгалтерского Учета

Для целей Налогового Учета

Определение

Документ/ Основание

Определение

Документ/ Основание

Понятие учета

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

ФЗ РФ> ? 129-ФЗ ст.1

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом

НК РФ гл.25 ст. 313

Цели и задачи

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

ФЗ РФ> ? 129-ФЗ ст.1

Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога

НК РФ гл.25 ст. 313

Принципы учета: Допущения

Учетной политики от одного отчетного года к другому;

Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке;

Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций

ПБУ 1/98 п.6

Последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому;

Непрерывность отражения обЪектов учета в хронологическом порядке

НК РФ гл.25 ст. 313, 314

Принципы учета: Требования

Полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности

Своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

Осмотрительности (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов)

Приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования)

Непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца)

Рациональности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

ПБУ 1/98 п.7

Понятие учетной политики

Это совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности

ПБУ 1/98 п.2

Это совокупность способов ведения налогового учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы

Понятие ведения учета

Систематизация, накопление и обработка информации на основании принятых к учету первичных документов, группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности с отражением на счетах бухгалтерского учета, с применением системы регистров бухгалтерского и других способов

ПБУ 1/98 п.2

ПВБУБО

Систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета, с применением аналитических регистров налогового учета

НК РФ гл.25 ст. 314

Способы ведения учета, утверждаемые организацией

Рабочий план счетов бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые и унифицированные формы;

Регистры бухгалтерского учета;

Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Состав форм и раскрытие внешней бухгалтерской отчетности;

Правила документооборота;

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

График документооборота;

Порядок хранения документов бухгалтерского учета;

Технология обработки учетной информации;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Организация работы бухгалтерской службы;

Организация работы обособленных структурных подразделений (филиалов);

Раскрытие допущений, отличных от предусмотренных в ПБУ 1/98 п.6, и причины их применения;

Проведение внешней аудиторской проверки;

Организация внутреннего аудита;

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

ПБУ 1/98

ПВБУБО

Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

Формы аналитических регистров налогового учета;

Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности

Другие решения, необходимые для организации налогового учета

НК РФ гл.25

Применение учетной политики

Последовательно из года в год

ПБУ 1/98

Последовательно от одного налогового периода к другому

С начала нового налогового периода

НК РФ гл.25 ст. 313

Изменения в учетную политику вносятся с начала следующего года в случаях

Изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету

Разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов, руководствуясь обще- методологическими подходами для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации

language: RU; font-family: Verdana”>Существенного изменения условий деятельности предприятия в связи с:

  • реорганизацией предприятия
  • смены собственников
  • изменением видов деятельности
  • и т.п.

ПБУ 1/98

Изменения законодательства

Изменения применяемых методов учета

НК РФ гл.25 ст. 313

Дополнения вносятся в течение отчетного года в случаях

Упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении

Изменения видов деятельности предприятия

Появления новых участков бухгалтерского учета

ПБУ 1/98

При осуществлении новых видов деятельности

НК РФ гл.25 ст. 313

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Принята 31 июля 1998г. № 146-ФЗ. Часть вторая: Принята 5 августа 2000г. № 117-ФЗ – М: ООО ТК "Велби", 2003. – 520 с.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н).

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н (с изм. и доп. от 30 декабря 1999г.).

4. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33н.

5. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н. 6. Положение по бухгалтерскому учету "Учёт основных средств" ПБУ 6/01. Утверждено приказом министра РФ от 30.03.2001г №26н.

6. Акчурина Е. В., Солодко Л. П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.: Издательство "Экзамен". 2004. – 416с.

7. Астахов В. П. Бухгалтерский финансовый учет. Москва, 2003. 13. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2006 - 238 с.

8. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. П.С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2006.

9. Касьянова Г.Ю., Верещагин С.А, Котко Е.А. Учет: бухгалтерский и налоговый. Издательско-консультационная компания ООО "Статус-Кво" - М.: 2003. 17. Кондраков Н.П. "Бухгалтерский учет". Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 640с. – (Серия "Высшее образование").

10. Петрова В.И., Хозяева С.Г. Учетная политика для целей налогообложения // "Бухгалтерский учет", N 2, январь 2007.

22. Эрзин Д. Г. Учетная политика в целях налогообложения на 2008 год // "Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2007.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!