Налогообложение прибыли кик. Cчитаем прибыль КИК. В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ — налогоплательщика — физического лица

Должна ли организация 28.03.2017г. подать декларацию по прибыли КИК?

В сентябре 2016 года Общество на правах учредителя, с обладанием 49% акций, создало дочернюю компанию в республике Азербайджан. Должна ли организация 20.03.2017г. подать уведомление о КИК?

Организация является контролирующим лицом иностранной компании. Контролирующее лицо обязано уведомить налоговую инспекцию о своем участии в иностранной организации; уведомить налоговую инспекцию о контролируемых иностранных организациях; рассчитать и уплатить налоги с доходов контролируемых компаний; отчитаться по доходам контролируемой компании.

Сдавать уведомление об участии нужно в течение трех месяцев с даты, когда возникло основание для подачи.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представьте в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом по налогу на прибыль. По доходам иностранной организации, полученным в 2016 году, уведомление нужно подать не позже 20 марта 2018 года. В налогооблагаемую базу такие доходы включают в 2017 году, а декларируют в 2018 году. Следовательно, Вы не должны 20.03.2017г. подавать уведомление о КИК, а 28.03.2017г. декларацию по прибыли КИК. Отчитаться надо будет в 2018 году.

Андрея Кизимова, действительного государственного советника РФ 3-го класса, кандидата экономических наук

Какие обязанности возникают у контролирующего лица

На организацию или гражданина, которые признаны контролирующим лицом , возлагается ряд дополнительных обязанностей, за неисполнение которых грозит налоговая ответственность.

Так, контролирующее лицо обязано:

  • уведомить налоговую инспекцию о своем участии в иностранной организации (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) ;
  • уведомить налоговую инспекцию о контролируемых иностранных организациях (структурах) ;
  • рассчитать и уплатить налоги с доходов контролируемых компаний ;

Когда подать

По общему правилу для граждан и организаций сдавать уведомление нужно в течение трех месяцев с даты, когда возникло основание для подачи . Эту дату можно взять из правоустанавливающих документов иностранного государства. Для чего бухгалтеру их нужно иметь уже с переводом на русский язык. А сами документы ему должны предоставить юристы компании, которые разъяснят, как их правильно читать.

Специальные правила есть для физических лиц, которые на момент возникновения оснований для подачи еще не были налоговыми резидентами России, а стали ими по итогам года. Такие лица обязаны подать уведомление до 1 марта года, следующего за тем, на 31 декабря которого они:

  • стали налоговыми резидентами России,
  • имеют долю в иностранной организации более 10 процентов либо
  • учредили иностранную структуру без образования юридического лица.

Если организация (гражданин) полностью прекращает участие в иностранной организации (структуре), также сообщите об этом в налоговую инспекцию. Проинформируйте инспекцию в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия. Исключение – лица, которые участвуют в иностранных организациях только через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких российских публичных компаниях.

Это следует из положений абзацев и пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

Пример определения срока подачи уведомления об участии в иностранной организации (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

ООО «Торговая фирма "Гермес"» приобрело пакет акций иностранной организации Limited CDС 22 июня 2016 года. Доля «Гермеса» в этой иностранной организации составила 51 процент. Значит, «Гермес» обязан подать уведомление об участии в иностранной организации. Крайний срок для подачи уведомления – 22 сентября 2016 года.

1 июля 2016 года «Гермес» учредил иностранную структуру без образования юридического лица (фонд). Значит, «Гермес» обязан уведомить об этом инспекцию. Крайний срок для подачи уведомления – 1 октября 2016 года.

Куда подать

Уведомление об участии в иностранных организациях подайте в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (местожительству).

А организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков , должны представить уведомление по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Такие правила установлены абзацами и пункта 4 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ.

По какой форме подать

Организации подают уведомление исключительно в электронном виде. А вот граждане – по своему усмотрению: в электронной форме или на бумаге (абз. и п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

В уведомлении укажите:

  • дату, с которой возникло основание для подачи уведомления ;
  • информацию о том, является ли учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры.

  • наименование иностранной организации (структуры);
  • регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации), ее адрес;
  • организационную форму иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об ее учреждении, дату учреждения (регистрации), регистрационный номер (иной идентификатор);
  • долю участия в каждой последующей организации, через которую косвенно участвуете в иностранной организации;

Если сдадите уточненное уведомление до того, как ИФНС обнаружит ошибку и сообщит о ней, штрафа за недостоверность не будет (абз. 2 п. 7 ст. 25.14 НК РФ , ).

Уведомление о контролируемых компаниях

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях должны подавать как организации, так и физические лица, которые выступают контролирующими лицами по отношению к иностранным организациям и структурам без образования юридического лица .

Обязанность сдать уведомление не зависит от того, освобождена прибыль иностранной компании от налогообложения или нет. Подавайте уведомление в любом случае (письмо Минфина России от 7 октября 2015 г. № 03-08-05/57368).

Однако если контролирующие лица прекратили участие в контролируемой иностранной компании до момента, когда надо определять налоговую базу по налогу на ее прибыль , подавать уведомление они уже не должны (письмо Минфина России от 4 августа 2015 г. № 03-03-06/44942).

Когда подать

Уведомление о контролируемых иностранных организациях (структурах) представьте в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом по налогу на прибыль (НДФЛ). Например, по доходам иностранной организации, полученным в 2016 году, уведомление нужно подать не позже 20 марта 2018 года. Ведь в налогооблагаемую базу такие доходы включают в 2017 году, а декларируют в 2018 году. То есть не позже 20 марта 2017 года нужно подать уведомление по доходам, которые иностранная компания получила в 2015 году.

Контролирующие лица – организации обязаны подать уведомление в инспекцию в электронной форме. А контролирующие лица – граждане – по своему усмотрению: в электронной форме или на бумаге (абз. и п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

В уведомлении укажите:

  • налоговый период , за который представляется уведомление;
  • наименование контролируемой иностранной организации (структуры) , уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено ранее;
  • регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации), ее адрес;
  • организационную форму иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об ее учреждении, дату учреждения (регистрации), регистрационный номер (иной идентификатор);
  • последний день периода, за который составляется годовая финансовая отчетность иностранной организации (структуры);
  • дату составления годовой финансовой отчетности иностранной организации (структуры), а также дату завершения налогового периода по налогу на прибыль в соответствии с ее личным законом;
  • дату составления аудиторского заключения по годовой финансовой отчетности иностранной организации, структуры (при обязательном и добровольном аудите);
  • долю участия в иностранной организации;
  • основания, по которым организация (гражданин) признается контролирующим лицом;
  • основания, по которым прибыль контролируемой иностранной компании освобождена от налогообложения.

При косвенном участии, в том числе через российскую организацию или иностранную структуру без образования юридического лица, в уведомлении покажите порядок такого участия. Для этого укажите информацию о каждом последующем участнике. А именно:

  • наименование иностранной организации (структуры);
  • регистрационный номер иностранной организации, код в качестве налогоплательщика или их аналоги, присвоенные ей при регистрации (инкорпорации), ее адрес;
  • организационную форму иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об ее учреждении, дату учреждения (регистрации), регистрационный номер (иной идентификатор);
  • долю участия в каждой последующей организации, через которую косвенно участвуете в контролируемой иностранной организации;
  • наименование, ОГРН, ИНН, КПП, если косвенное участие осуществляете через российскую организацию.

При этом за недостоверность сведений в уведомлении штрафа можно избежать. Для этого нужно подать уточненное уведомление до того, как ИФНС обнаружила и сообщила об ошибке (письмо Минфина России от 21 октября 2016 г. № 03-12-11/2/61621).

Расчет и уплата налогов пункта 3 статьи 208, (

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Партнер

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые «деоффшоризационные» поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ — налогоплательщика — физического лица

Основание для подачи Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:
а) свыше 10%

2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании

3) Прекращение участия (ликивидация, продажа всех акций) в компании

3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется
ст.129.6 НК РФ
50 000 руб. за каждую компаниюСрок давности — 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии — по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля — п.1 ст.113 НК РФ. Для компаний, зарегистрированных ДО 15 мая 2015 г. Уведомление об участии необходимо было подать в срок до 15 июня 2015 г. — с этой даты следует исчислять срок давности. Срок давности привлечения к ответственности по таким компаниям истечет 15 июня 2018 г.
Основание для подачи Приложение документов Ответственность
Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:

1) свыше 25%
2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов — свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми)

до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК 1) прибыль КИК

— меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),
меньше 10 млн руб. (за 2017 г.).

п.6 ст.25.15 НК РФ
Такая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Подача Декларации 3-НДФЛ — не требуется

ВАЖНО: Налоговый орган вправе запросить налогоплательщика представить любые документы, подтверждающие достоверность заявленных в Уведомлении сведений. В связи с чем, считаем, что тем, у кого прибыль КИК не превышает установленных порогов, необходимо быть готовым предоставить соответствующие подтверждающие документы — финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения

2) прибыль КИК
— больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
— больше 10 млн руб. (за 2017 г.)

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Документы прикладывать НЕ требуется

Требуется подача Декларации 3-НДФЛ

3) «активная» компания(а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)

п.1 ст.25.13-1 НК РФ
Необходимо приложить документы , подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее «показывать» в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить. Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:
1) 100 000 руб. за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК
2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было , то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

20.06.2015

Комментарий к закону «о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»

Федеральный закон № 376-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” (далее – Закон) подписан Президентом РФ от 24 ноября 2014 г. Впоследствии закон несколько раз подвергался изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 32-ФЗ . Далее представляем основные положения принятого Закона с учетом последних изменений.

Обязанность налогоплательщиков по уведомлению налогового органа

Закон предусматривает обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговый орган о следующем:

  1. о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия превышает 10%);
  2. об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения). При этом под «иностранной структурой без образования юридического лица» понимается организационная форма, которая по законодательству соответствующего иностранного государства не является юридическим лицом и которая вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников либо иных бенефициаров. К таким структурам закон относит, в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст;
  3. о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

(прим. услуги по заполнению форм и консультации по новому закону – см.)

Контролируемым иностранным компаниям и контролирующим лицам посвящена новая глава 3.4 НК РФ. Под контролируемой иностранной компанией понимается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

  1. организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
  2. контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, данный закон не устанавливает требования к наличию налоговой резидентности иностранных компаний. Достаточно, чтобы они не являлись налоговыми резидентами РФ.

К контролируемым иностранным компаниям также отнесены иностранные структуры без образования юридического лица, контролирующими лицами которых являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

По смыслу закона, контролирующим лицом организации (включая иностранную структуру без образования юридического лица) признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25%;
  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%.

Определение долей осуществляется в соответствии с правилами, установленными НК РФ для взаимозависимых лиц. Однако даже если лицо не отвечает перечисленным признакам, оно может быть признано контролирующим, если оно осуществляет контроль над соответствующей иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. При этом под осуществлением контроля понимается:

  • в отношении обычной компании – оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами;
  • в отношении иностранных структур без образования юридического лица – оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) либо иными бенефициарами в силу законодательства иностранного государства или договора.

В такой формулировке пункта 7 ст. 25.13 речь идет только о решениях, касающихся распределения прибыли. Иными словами, из буквального толкования следует, что оказание влияния на принятие других решений, например касающихся управления организацией, ее видов деятельности и т.д., не приводит к осуществлению контроля. Кроме того, закон использует термин «определяющее влияние», не раскрывая его сути и порядка установления факта оказания такого влияния. Закон говорит и о возможности оказывать такое влияние, что также не добавляет ясности относительно сферы применения данного пункта, поскольку «возможность» можно понимать достаточно широко.

В отношении структуры без образования юридического лица, закон предусматривает дополнение, согласно которому ее контролирующим лицом, если иное не предусмотрено Статьей 25.13, признается учредитель (основатель) такой структуры. Для того чтобы учредитель (основатель) структуры без образования юридического лица не был признан контролирующим лицом, в отношении него должны соблюдаться одновременно все следующие условия:

  1. он не вправе получать (или требовать получения) прямо или косвенно прибыли такой структуры или ее часть;
  2. он не вправе распоряжаться прибылью такой структуры или ее частью;
  3. он не сохраняет за собой прав на имущество, переданное такой структуре;
  4. он не осуществляет контроль над такой структурой в значении, указанном выше.

Однако если лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, предусмотренных подпунктами 1-3, то такое лицо признается контролирующим . Иными словами, даже будущая потенциальная возможность получения лицом перечисленных прав, которая может быть, например, предусмотрена в учредительных документах структуры без образования юридического лица, приводит к признанию такого лица контролирующим.

Кроме того, иные лица, кроме учредителя (основателя) структуры без образования юридического лица, могут быть признаны контролирующими, если они осуществляют контроль над такой структурой и при этом в отношении них выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 12 ст. 25.13):

  1. такое лицо имеет фактическое право на доход такой структуры или его часть;
  2. такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
  3. такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Таким образом, из данной формулировки следует, что для признания лица, которое не является учредителем (основателем) структуры без образования юридического лица, контролирующим недостаточно только осуществления им контроля в значении п. 8 ст. 25.13, а необходимо также анализировать, выполняется ли хотя бы одно из вышеперечисленных условий или нет. Если никакое условие не выполняется, то такое лицо не может быть признано контролирующим, даже если оно осуществляет контроль в соответствии с пунктом 8 ст. 25.13.

Уведомление об участии в иностранной компании должно быть представлено в течение трех месяцев с даты возникновения участия или изменения доли такого участия. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях подается в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующее лицо признает доход в виде прибыли КИК. На данный момент ФНС утверждена только форма уведомления об участии в иностранных компаниях.

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Закон предусматривает, что прибыль контролируемой иностранной компании может быть определена по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании, либо по правилам российского Налогового кодекса . Для того чтобы прибыль КИК могла быть определена на основании данных финансовой отчетности, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  1. контролируемая иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, за исключением государств (или территорий), не обеспечивающих обмена информацией с Россией. На данный момент ФНС России подготовила проект Перечня государств, не обеспечивающих обмен информацией с Россией, который вступает в силу с 1 апреля 2016 г. и включает в себя 111 стран.
  2. в отношении финансовой отчетности предоставлено аудиторское заключение, если оно не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Таким образом, закон в редакции от 15.02.2016 расширяет возможности компаний использовать свою финансовую отчетность в целях определения прибыли и позволяет использовать ее и в том случае, если в отношении такой финансовой отчетности проведен добровольный аудит в соответствии со стандартом, установленным личным законом компании, или, при его отсутствии, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Ранее закон предусматривал возможность использования финансовой отчетности только при условии проведения в отношении нее обязательного аудита.

Рассчитанная указанным выше образом прибыль учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в соответствующей доле. Прибыль учитывается только в том случае, если ее величина составила более 10 000 000 рублей (при этом прибыль за 2015 и 2016 годы учитывается при определении налоговой базы, если ее величина составляет 50 миллионов рублей и 30 миллионов рублей соответственно). При этом при не достижении указанной величины обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании и о контролируемой иностранной компании (если применимо) сохраняется.

Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в РФ. Для соответствующего уменьшения налога необходимо документальное подтверждение расчета налога по законодательству иностранного государства. Налогообложение такой прибыли осуществляется по ставкам, предусмотренным НК РФ, т.е. 20% и 13% в зависимости от того, является ли контролирующее лицо юридическим или физическим лицом. При этом если контролирующее лицо получило доходы в виде дивидендов от контролируемой им иностранной компании в результате распределения ее прибыли, то такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доход, если налогоплательщиком была предоставлена налоговая декларация за соответствующие налоговые периоды.

Закон предусматривает исключения для некоторых контролируемых иностранных компаний, перечень которых достаточно обширен и приведен в ст. 25.13-1. Исключения состоят в том, что прибыль таких компаний не облагается налогом в соответствии с НК РФ. При этом обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании и о контролируемой иностранной компании (если применимо) сохраняется. Например, одно из исключений состоит в следующем.

Для получения освобождения эффективная ставка налогообложения прибыли для контролируемой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль российских организаций. Иными словами, речь идет не просто о налоговых ставках, а об эффективной налоговой ставке и о средневзвешенной налоговой ставке, для расчета которых в законе предусмотрены специальные формулы. Фактически это означает, что иностранные компании должны заплатить реальную сумму налогов от исчисленных доходов по рассчитанным ставкам. Для данного пункта закон устанавливает дополнительный критерий: контролируемая иностранная организация должна иметь постоянное местонахождения в государстве, с который у России заключен международный договор по вопросам налогообложения и которое обеспечивает обмен информацией с Россией для целей налогообложения.

Кроме того, прибыль иностранной организации освобождается от налогообложения, если такая организация является активной иностранной компанией, активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией. Закон содержит ряд условий отнесения компаний к активным. В частности, для активной иностранной компании доля так называемых «пассивных» доходов (как указано п. 4 ст. 309 НК РФ, например, дивиденды, доходы от распределения прибыли или имущества иных лиц, процентные доходы, доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности и др.) составляет не более 20% в общей сумме доходов организации за соответствующий отчетный период. Для активных иностранных холдинговых компаний и активных иностранных субхолдинговых компаний предусмотрены также дополнительные условия.

Понятие фактического собственника дохода и особенности применения договоров об избежании двойного налогообложения

Закон по сути касается структур, которые являются иностранными только формально, а фактически находятся под контролем и управлением российских предпринимателей. В этой связи закон вводит понятие лица, имеющего фактическое право на доходы , и предусматривает, что данное определение будет применяться также и при установлении фактического собственника дохода при применении налоговых соглашений России. По смыслу закона лицо, имеющее фактическое право на доходы, – это лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

При этом понятие контроля, а также термин «иные обстоятельства» в целях применения данного определения не расшифровываются. Однако уточняется, что при определении лица, имеющего фактическое право на доход, будут учитываться функции, выполняемые таким лицом, а также принимаемые им риски.

Изменения коснулись и применения льгот по договорам об избежании двойного налогообложения. Теперь помимо требования об осуществлении реальной деятельности, иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода от источников в РФ, должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения. При этом такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. Кроме того, иностранная организация должна представить подтверждение того, что она имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Льготный налоговый режим возможен только при условии предоставления указанных подтверждений. В противном случае налогообложение будет осуществляться согласно соответствующим положениям Налогового Кодекса РФ.

Понятие налогового резидентства

Расширено понятие налогового резидента (Статья 246.2): таковыми признаются также иностранные компании, местом управления которыми является РФ , если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения. Редакция Федерального закона от 8 июня 2015 г. вносит существенные изменения в порядок определения места управления. Так, местом управления иностранной организацией признается Россия при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно (т.е. в объеме, который не является существенно меньшим, чем в других государствах) осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ;
  2. главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в РФ. Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Таким образом, соблюдения одного из вышеперечисленных условий достаточно для признания России местом управления организации, а следовательно – для признания организации налоговым резидентом РФ. Если на основании указанных условий невозможно однозначно определить место управления компании (если компания представляет доказательства выполнения таких же условий в отношении иного иностранного государства), то дополнительно проверяется выполнение одного из следующих условий (п. 5 ст. 246.2):

  1. ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ;
  2. ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;
  3. оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

П. 3 ст. 246.2 содержит перечисление видов деятельности, которые сами по себе не признаются осуществлением управления иностранной компанией в России. К таким видам деятельности относятся:

  1. подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;
  2. подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации;
  3. осуществление на территории РФ отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.

Закон относит к таким функциям стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть. Указанный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, по смыслу закона основные критерии для определения статуса налогового резидента перечислены в п. 2 ст. 246.2. Если они не позволяют четко установить место управления, то следует обращаться к п. 5 ст. 246.2. Указанные в п. 3 ст. 246.2 виды деятельности даже в их совокупности не позволяют признать иностранную организацию налоговым резидентом РФ.

В целом отметим, что при разработке данной статьи законодатель следовал практике ряда других стран, устанавливающих налоговое резидентство через «связь» компании с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Например, определение места фактического управления содержится в Комментариях к Модельной налоговой Конвенции ОЭСР, где оно определяется как «место принятия управленческих и коммерческих решений, которые необходимы для осуществления деятельности компании в целом» . Международным тенденциям соответствует и положение о том, что если иностранная организация ссылается на то, что место ее управления находится за пределами РФ в целях применения международных договоров РФ, она должна документально подтвердить наличие квалифицированного персонала и активов в государстве ее постоянного местонахождения (п. 4 ст. 246.2). Иными словами, она должна подтвердить свое реальное присутствие и осуществление реальной экономической деятельности на территории другого государства, что в международной налоговой практике известно под термином substance (эта концепция представлена, например, в Плане действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, BEPS) – см.дополнительные комментарии “ “

Ответственность налогоплательщиков

Закон предусматривает ответственность:

  1. за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом сумм налога в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу, но не менее 100 000 рублей (Статья 129.5);
  2. за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 1 Статья 129.6);
  3. за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 2 Статья 129.6)

Штраф именно за неуплату или неполную уплату сумм налога не взимается в переходный период с 2015 по 2017 гг., а начинает применяться в отношении налоговых периодов, начиная с 2018 года, т.е. в 2019 г. Однако обязанность уплатить полную сумму налога при этом сохраняется.

В целом отметим, что предусмотренные Законом правила достаточно сложны, и на данный момент уже было внесено несколько блоков достаточно обширных поправок. Не исключено, что потребуется дальнейшая корректировка. Кроме того, при разработке закона были использованы многие положения, принятые в международной налоговой практике, в том числе в рамках ОЭСР. Основная проблема, которая может возникнуть в этой связи, состоит в отсутствии практического опыта применения данных положений налоговыми органами и судами, что может привести, например, к произвольному и расширенному толкованию некоторых понятий.

Контролируемая иностранная компания - иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается , которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено .

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

  • оно имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый структурой;
  • оно вправе распоряжаться имуществом структуры;
  • оно вправе получить имущество структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора)

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

  • оно не вправе прямо или косвенно получать (требовать получения) прибыль (доход) структуры полностью или частично;
  • оно не вправе распоряжаться прибылью (доходом) структуры или ее частью;
  • оно не сохранило за собой права на имущество, переданное структуре (имущество передано на условиях безотзывности);
  • оно не осуществляет над структурой контроль в отношении распределения прибыли

Уведомление о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

    являются контролирующими лицами КИК;

    обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):

    за непредставление уведомления;

    представление с опозданием;

    указание неверных сведений в уведомлении.

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

    за 2015 г. - 50 млн руб. и более;

    за 2016 г. - 30 млн руб. и более;

    за 2017 г. и последующие - более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

    если недоплачен налог с прибыли КИК - 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

    если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) - 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 - 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Контролируемая иностранная компания (КИК): подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года

    К одной контролируемой иностранной компании нескольких контролируемых иностранных компаний, то такой факт реорганизации контролируемой иностранной компании сам по... такой компании при определении прибыли контролируемой иностранной компании - правопреемника. При этом у... к одной контролируемой иностранной компании нескольких контролируемых иностранных компаний, то уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в отношении контролируемой иностранной компании - правопреемника...

  • Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России

    Капитале, в случае, когда прибыль контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования... учитывая, что сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании рассчитывается в соответствии со статьей... дивидендов не уменьшает величину прибыли контролируемой иностранной компании для целей применения пороговых значений... /1292 В случае если у контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией, отсутствует возможность...

  • О способах финансирования с участием иностранного капитала

    Получение финансирования от контролируемой иностранной компании возможно несколькими способами. Для того, ... способе подробнее. Получение финансирования от контролируемой иностранной компании возможно несколькими способами. Для того... учитывать правила налогообложения контролируемых иностранных компаний в части нераспределенной прибыли Если контролируемая иностранная компания получает преимущественно...

  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

    Налогового резидентства снимает обязанность декларировать контролируемые иностранные компании. Кроме того, об иностранных активах...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за октябрь 2018 года

    11/2/78330 Условия признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компанией определены... . При этом в целях признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компанией соблюдение... соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании. Для целей определения суммы налога... отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, сумма налога с прибыли контролируемой иностранной компании, исчисленная...

  • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.?

    Том числе по получению активов контролируемых иностранных компаний; совокупности таких последовательных сделок, операций... соблюдаются два условия: в отношении контролируемых иностранных компаний - получателей дохода не соблюдается ни... источников приобретения имущества и (или) контролируемых иностранных компаний на листе И декларации могут...) имущество (в том числе активы контролируемых иностранных компаний), информация о котором содержится в...

  • Амнистия капиталов: последний шанс

    Стороны, действуют законы о КИК (контролируемые иностранные компании), ужесточающие отчетность и ответственность, а... Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». }

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!