Государственная стратегия экономической безопасности 1996. Экономическая безопасность рф. Контрольные тестовые задания

Ключевые слова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / THREATS / PROTECTION / STRATEGY / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Казанцев Сергей Владимирович

29 апреля 2016 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации . Она стала действовать в сложный период становления в России новых социально-экономических отношений. Ряд промышленно развитых стран и крупнейшие международные корпорации старались использовать трудности развития Российской Федерации и ослабление ее позиций на мировом экономическом пространстве в своих экономических и политических интересах, расходящихся с интересами России и ее хозяйствующих субъектов. Целью Стратегии было защитить развитие российской экономики и благополучие граждан от внутренних и внешних угроз . Предполагалось, что Стратегия будет действовать в период экономических преобразований, который продлится от трех до пяти лет. Пришло время разработать и принять новую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации . В статье представлены результаты анализа Стратегии национальной безопасности, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и закона Российской Федерации «О безопасности». Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России автор предлагает внести в текст Государственной стратегии экономической безопасности России следующие подразделы: 1) общие положения; 2) защищаемые объекты; 3) угрозы экономической безопасности Российской Федерации ; 4) источники угроз и угрожающие субъекты; 5) защищающие субъекты и их ответственность; 6) силы, средства, приемы, методы защиты; 7) условия и время их применения; 8) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; 9) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Казанцев Сергей Владимирович

  • О новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

    2015 / Казанцев Сергей Владимирович
  • Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России

    2015 / Володин Виктор Михайлович, Рожкова Лилия Валерьевна, Скворцова Валентина Алексеевна
  • Механизмы обеспечения экономической безопасности

    2016 / Володин Виктор Михайлович, Рожкова Лилия Валерьевна
  • Ключевые угрозы экономической безопасности России

    2019 / Ускова Тамара Витальевна
  • К вопросу о понятии экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в российской Федерации

    2019 / Анненкова Виктория Геннадьевна, Мягкова Татьяна Леонидовна, Агишев Рустям Аипович
  • Актуальные вопросы совершенствования законодательного, стратегического и институционального обеспечения в Российской Федерации противодействия новым угрозам безопасности, связанным с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом

    2016 / Милинчук Вероника Владимировна
  • Технологические составляющие некоторых угроз национальным интересам Российской Федерации

    2015 / Поздняков А.И., Графеев О.Е.
  • Государственная стратегия экономической безопасности РФ: цели, задачи, принципы

    2016 / Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна
  • Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике

    2015 / Климова Дина Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности

    2017 / Крохичева Галина Егоровна, Архипов Эдуард Леонидович, Восканова Ася Суреновна

On April 29, 2016 marks the 20th anniversary of the adoption of the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation . It began to work in a difficult period of formation in Russia of new socio-economic relations. A number of industrialized countries and major international corporations tried to use the difficulties of development of the Russian Federation and, the weakening of its position in the world economic space in their economic and political interests, which conflict with the interests of Russia and its economic entities. The aim of the Strategy was to protect the development of the Russian economy and welfare of the citizens from internal and external threats . It was assumed that the Strategy will work during the period of economic transformation, which will last from three to five years. It"s time to elaborate and adopt a new State strategy of economic security of the Russian Federation . The article contains results of the author"s analysis of the National Security Strategy , the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation and of the Russian Federation law «On security». Rely on these documents and based on the study of contemporary threats to security of Russia, the author offers to include in the text of the State Strategy of Economic Security of the RF the following sections: 1) general statements, 2) securable objects, 3) threats to economic security of the Russian Federation and, 4) the sources of threats and threatening actors, 5) responsible for the protection (guardians) and their responsibility, 6) means, tools and methods of protection , 7) conditions and time of their application, 8) indicators of threats and of a level of security, 9) monitoring threats and security.

Текст научной работы на тему «О стратегии экономической безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

УДК 332.14 JEL F52

О стратегии

экономической безопасности

КАЗАНЦЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,

д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. 29 апреля 2016 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Она стала действовать в сложный период становления в России новых социально-экономических отношений. Ряд промышленно развитых стран и крупнейшие международные корпорации старались использовать трудности развития Российской Федерации и ослабление ее позиций на мировом экономическом пространстве в своих экономических и политических интересах, расходящихся с интересами России и ее хозяйствующих субъектов. Целью Стратегии было защитить развитие российской экономики и благополучие граждан от внутренних и внешних угроз. Предполагалось, что Стратегия будет действовать в период экономических преобразований, который продлится от трех до пяти лет.

Пришло время разработать и принять новую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа Стратегии национальной безопасности, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и закона Российской Федерации «О безопасности». Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России автор предлагает внести в текст Государственной стратегии экономической безопасности России следующие подразделы: 1) общие положения; 2) защищаемые объекты; 3) угрозы экономической безопасности Российской Федерации; 4) источники угроз и угрожающие субъекты; 5) защищающие субъекты и их ответственность; 6) силы, средства, приемы, методы защиты; 7) условия и время их применения; 8) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; 9) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, защищенность, стратегия, Российская Федерация.

On a strategy of economic security

Doctor of Economics, Professor, chief research fellow of the Institute of Economics of the Russia Academy of Sciences, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. On April 29, 2016 marks the 20th anniversary of the adoption of the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation. It began to work in a difficult period of formation in Russia of new socio-economic relations. A number of industrialized countries and major international corporations tried to use the difficulties of development of the Russian Federation and, the weakening of its position in the world economic space in their economic and political interests, which conflict with the interests of Russia and its economic entities. The aim of the Strategy was to protect the development of the Russian economy and welfare of the citizens from internal and external threats. It was assumed that the Strategy will work during the period of economic transformation, which will last from three to five years. It"s time to elaborate and adopt a new State strategy of economic security of the Russian Federation. The article contains results of the author"s analysis of the National Security Strategy, the State Strategy of Economic

Security of the Russian Federation and of the Russian Federation law «On security». Rely on these documents and based on the study of contemporary threats to security of Russia, the author offers to include in the text of the State Strategy of Economic Security of the RF the following sections: 1) general statements, 2) securable objects, 3) threats to economic security of the Russian Federation and, 4) the sources of threats and threatening actors, 5) responsible for the protection (guardians) and their responsibility, 6) means, tools and methods of protection, 7) conditions and time of their application, 8) indicators of threats and of a level of security, 9) monitoring threats and security.

Keywords: economic security, threats, protection, strategy, The Russian Federation.

Экономическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности России (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, п. 6). Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) была одобрена Указом Президента РФ в 1996 г. Она была ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации в течение трех-пяти лет экономических преобразований. За прошедшее время в России и в мире произошли и продолжают происходить значительные изменения, существенно влияющие на международное положение Российской Федерации, ее экономику, затрагивающие национальные интересы и предъявляющие новые требования к обеспечению экономической безопасности страны. Увеличились число и скорость протекающих процессов, возросло многообразие социально-экономического и культурно-политического мира. Часть сфер мирового сообщества и сфер его деятельности живет, образно говоря, в будущем (сверхсовременные технологии, пока недосягаемый уровень благосостояния, ки-бервойска и т.д.), часть - в мире, где использует достижения настоящего, часть - в условиях Средневековья (религиозные войны, пиратство, похищения людей, рабство и т.п.). И Россия в своей внешнеэкономической деятельности в той или иной мере взаимодействует с разными частями мирового сообщества.

Все это привело к тому, что назрела необходимость принятия новой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Ниже обсуждаются некоторые элементы, которые могли бы быть внесены в эту стратегию.

1. Понятие экономической безопасности

В настоящее время нет единого толкования понятия «безопасность» и как результат - видов и

родов безопасности: национальной, государственной, экономической, демографической, экологической и др. Термину «безопасность» приписывают разные смыслы: состояние, явление, способность, мера (система мер), условия (комплекс условий). А это несовпадающие предметы как изучения, так и управления. Кроме того, понятие «безопасность», как правило, используется совместно с другими понятиями или определяется через них. Это защищенность, опасность, угроза, ситуация. Все они образуют единую систему понятий, и работать с ними следует как с элементами одной системы.

Расплывчатое определение терминов указывает на неполное понимание сущности изучаемых явлений и процессов, не позволяет строго определить границы изучаемого, управляемого или защищаемого объекта.

Для обеспечения системности и взаимосвязи понятий «безопасность», «защищенность» и «угроза», возможно, стоит ввести в текст нового варианта Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации следующую группу определений.

Экономическая безопасность Российской Федерации - защищенность экономики страны и ее регионов, хозяйствующих субъектов от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, территориальную целостность и надежную обороноспособность страны.

Защищенность экономики Российской Федерации - состояние, исключающее (полностью или частично) возможность нанесения ущерба экономике России, ее финансово-экономической системе, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Угроза экономической безопасности Российской Федерации - состояние и изменение международной обстановки и ситуации внутри страны, межгосударственных и внутригосударственных отношений, способные нанести ущерб экономике России, ее финансово-экономической системе, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.

2. Четкое и своевременное задание целей обеспечения безопасности

Известно, что цели имеют исторический характер, т.е. меняются во времени в зависимости от характера и уровня развития общества, приоритетов и возможностей, внутренней и внешней обстановки. Эти и другие факторы, процессы и явления следует постоянно мониторить и вовремя корректировать стратегические, среднесрочные и текущие цели обеспечения экономической и других видов безопасности.

Цели желательно разделять по:

а) уровням (их соподчиненности и соотношениям между собой), т.е. строить так называемое дерево целей;

б) характеру (стратегические, тактические; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

в) субъектам и сферам деятельности, для которых они формируются;

г) последовательности выполнения во времени.

В анализируемых в данной статье документах цели, как правило, разделяются на два уровня. Верхний формулируется как конечная цель, нижний - как задачи, выполнение которых необходимо для достижения цели. Цели также задаются для конкретных видов и сфер деятельности. Так, в новой Стратегии национальной безопасности они поставлены в сфере повышения качества жизни российских граждан для обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования, в культуре, экологии живых систем и рационального природопользования.

К сожалению, в обсуждаемых документах цели не разделены по характеру, не привязаны к их исполнителям. Сроки реализации целей и последовательность выполнения не определены. Думается, над этим следует поработать при подготовке нового варианта Государственной стра-

тегии экономической безопасности Российской Федерации.

В самом общем виде цель государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации можно сформулировать предельно кратко: подготовка и реализация системы мер, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.

Выстраивание надежной системы национальной безопасности должно сопровождаться повышением уровня благосостояния граждан. Отсутствие роста и тем более падение последнего допустимо лишь в крайнем случае и на как можно меньший срок. Эту цель следует включить в текст Стратегии.

Применительно к субъектам Российской Федерации стратегическими целями в рассматриваемой области могут выступать: укрепление их экономического потенциала, достижение устойчивого роста и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения.

3. Объекты экономической безопасности

О безопасности говорят не абстрактно, а относительно конкретного объекта. Под объектом здесь понимаем то (или того), о безопасности чего (или кого) идет речь. Так, понимаемый объект охватывает и субъекты, и процессы. В тексте Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации назван ряд защищаемых объектов: «личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности». Утвержденная 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет следующие объекты, экономическую безопасность которых следует обеспечить: население, территории, инфраструктура (транспортная, жилищно-коммунальная и информационная, инфраструктура внутреннего рынка и др.), продовольственная, технологическая, финансовая и экономическая независимость страны, субъекты РФ, отрасли хозяйства и сферы экономической деятельности (АПК, ОПК, машиностроение, авиа-, станко- и приборостроение, новые высокотехнологичные отрасли, финансово-банковская сфера и др.).

Представляется, что часть из перечисленных объектов следует конкретизировать и их список,

возможно, расширить. Например, считать защищаемыми объектами не просто личность и общество, а экономическое положение, экономические права и собственность домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов. Думается, целесообразно включить в число защищаемых объектов национальное хозяйство, финансовую и банковскую системы страны, системы управления всех уровней, хозяйство субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, находящуюся в других странах собственность государства, отечественных предприятий и граждан Российской Федерации.

4. Внутренние угрозы защищаемым объектам

После того как установлен объект, безопасность которого должна быть обеспечена, следует определить угрозы, от которых его защищают, и их источники. Внутренние, т.е. возникающие внутри страны угрозы экономической безопасности Российской Федерации подробно прописаны в официальных документах федеральных органов власти и в опубликованных результатах научных исследований. Так, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации названы четыре группы угроз экономической безопасности РФ:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;

Рост безработицы;

Задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий.

2. Деформированная структура российской экономики:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

Отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных

коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

Рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов:

Наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности:

Рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Не все из этих угроз ослаблены и пресечены, устранение причин возникновения многих из них требует длительного времени. Поэтому не случайно часть угроз вновь прописана в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации:

«Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития

и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикци-ях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения».

В дополнение к этим угрозам в Стратегии названы также устаревшая система технологий, ухудшение технического состояния хозяйственных объектов и инфраструктуры, стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

5. Внешние угрозы защищаемым объектам

То, что источники всех перечисленных угроз находятся в России, еще не означает, что внешние угрозы в целом стали менее значимыми. Так, сохраняется необоснованно высокая зависимость от внешних рынков , чрезмерна финансовая зависимость от иностранных юридических и физических лиц , не сокращается утечка из страны капитала и т.д. Антироссийские санкции, введенные группой государств в марте 2014 г., сделали явным ряд угроз финансовой сфере, инвестиционной активности и поступательному развитию экономики, ослабили позиции Российской Федерации в мировой экономической и политической системе.

Возросла активность и опасность террористических организаций. «Угроза террористической деятельности, - говорится в подготовленном Институтом экономических исследований и мира Сиднейского университета (Австралия) докладе «Индекс глобального терроризма. 2014 г.», - является главной, если не самой главной опасностью для многих стран» . Авторы доклада включили Россию в число

стран, в которых может произойти рост терроризма . Террористические акты не только уносят человеческие жизни и наносят материальный ущерб (см. таблицу), но и дезорганизуют экономическую жизнь, травмируют общество, сокращают общую и туристическую привлекательность страны.

Опасна и происходящая в последние годы подмена международного права правом одной страны. На встрече с представителями государств БРИКС В. В. Путин сказал, что «наши страны в значительной степени сталкиваются с большими угрозами в связи с нарушениями норм международного права, в связи с нарушениями суверенитета государств в различных сферах деятельности» .

Все более активно проявляют себя негосударственные и международные институты (например, Бильдерберский клуб, Система глобальной идентификации юридического лица - Global Legal Entity Identification System), способные регулировать законодательные, финансовые, экономические и некоторые другие протекающие в мире изменения в своих интересах и в пользу своих членов и спонсоров .

Внешние угрозы экономике России практически не нашли отражения в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Прошедшие годы показали, что многие причины, порождающие внешние угрозы национальной, в том числе и экономической, безопасности, являются неотъемлемыми элементами внешних условий существования страны и возникают объективно. Они действовали и будут продолжать действовать в течение длительного времени . Некоторые внешние угрозы социально-экономическому развитию России названы в новой Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Это:

Возрастание экономической, финансовой, политической и военной нестабильности в мире, обострение борьбы за ресурсы, рынки сбыта продукции, за контроль над транспортными артериями;

Расширение сферы деятельности транснациональной организованной преступности;

Ухудшение состояния окружающей среды, обострение проблем обеспечения продовольствием и нехватки пресной воды;

Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также по-

Потери застрахованного имущества в результате крупных террористических актов

в 1970-2014 гг., млрд долл.

Показатель 1970-1980 1981-1990 1991-2000 2001-2014

Число крупных терактов 2 3 9 5

Потери, всего 312 348 4 609 25 497

Потери в среднем на один теракт 156 116 512 5 099 (194)

в год 28 35 461 1 821 (60)

Примечание: в скобках указаны потери без учета последствий теракта 11 сентября 2011 г. в США.

Экономическая безопасность -- совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов.

Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность.

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

  • - экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
  • - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;
  • - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

  • 1)Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
  • 2)Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
  • 3)Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

  • 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
  • 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
  • 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Аспекты деятельности, непосредственно, влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:

  • 1. Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, оптимально обеспечивающих сохранение и поддержание этого уровня
  • 2. Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств
  • 3. Борьба с коррупцией на всех уровнях
  • 4. Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств
  • 5. Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии
  • 6. Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством
  • 7)Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.

Контрольные тестовые задания

  • 1. Социально-экономическими угрозами деятельности фирмы являются:
  • 1)конфликты в коллективе;
  • 2)противоправная деятельность органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов;
  • 3)деятельность органов законодательной и исполнительной власти, приводящая к крупным экономическим потерям;
  • 4)угрозы техногенного характера.

Основной угрозой для деятельности фирмы являются конфликты в коллективе, так как это приводит к снижению производительности, работоспособности, к увеличению враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

  • 2. Государственным приоритетом в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики является):
  • 1) обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
  • 2) повышение эффективности использования природных ресурсов;
  • 3) улучшение использования имеющихся производственных мощностей;
  • 4) рост производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.

Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Среди разработок по данному вопросу, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

  • 3. К критериям экономической безопасности относят такие параметры, как:
  • 1) ресурсный потенциал страны;
  • 2) уровень и качество жизни;
  • 3) конкурентоспособность экономики;
  • 4) целостность территории.

Критерии экономической безопасности характеризуют качественную плоскость, на основе которой формируется противодействие опасности. Например, способность экономической системы противостоять опасности определяется такими критериями, как обеспеченность ресурсами, технологиями, организацией и уровнем развития производства, финансов, менеджмента, маркетинга, юридической и охранной служб и другое. Таким образом, критерий экономической безопасности - это признак, на основании которого определяется состояние и способность экономической системы противостоять проявлениям опасности.

Практическое задание

техногенный экономический угроза внешний

«Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия»

Несмотря на серьезные меры безопасности и контроля, террористам удается проникнуть на самолет. Если вы оказались в захваченном самолете, постарайтесь соблюдать следующие правила:

  • 1. Выполняйте инструкции членов экипажа. Члены экипажа прошли специальную подготовку по выполнению своих обязанностей в чрезвычайной обстановке. Не предпринимайте самостоятельных действий, если необходимость в них не будет вызвана крайними причинами. Прежде чем предпринять какие-либо действия, подумайте. Спокойный, уравновешенный, трезвомыслящий человек успокоит других пассажиров.
  • 2. Не привлекайте к себе внимания какими-либо действиями. Это наиболее важное правило выживания в случае угона самолета. Не устанавливайте визуального контакта с террористами. Не жалуйтесь. Сделайтесь незаметным. Примите нейтральную позу; не показывайте своего страха или гнева без необходимости.
  • 3. Не задавайте вопросов. Вы не только обратите на себя внимание, но и разозлите террористов.
  • 4. Будьте готовы к худшему. Во многих случаях террористы проявляют жестокость и грубость. Не пытайтесь урезонить их. Никогда недооценивайте их порочность. Если им хватило безрассудства захватить самолет, они способны к непредсказуемым действиям, на любую провокацию. Они будут нервничать, потому что только несколько террористов предпринимали попытку захвата самолета ранее. Им потребуется время, чтобы привыкнуть к этой обстановке. Не предпринимайте никаких действий, которые бы заставили их действовать бездумно по причине страха или гнева. Кроме этого, они могут попытаться подвергнуть вас или других пассажиров унижению. Воспринимайте их оскорбления без жалоб. Если вы настроите их против себя, позже они с вами рассчитаются.
  • 5. Держите в памяти все происходящее на борту самолета. В случае вашего освобождения или побега вы можете быть опрошены властями для получения ими ценной информации.
  • 6. Будьте готовы к возможной попытке освобождения самолета. Если вы услышите шум за бортом, не подавайте вида, что вы смотрите в окно или в сторону этих звуков. Пригнитесь в своем кресле и приготовьтесь прикрыть голову или защитить своих детей.
  • 7. Как только попытка освобождения самолета началась, ни во что не вмешивайтесь. Считайте, что сотрудники службы безопасности - это профессионалы, и они знают, что делают. Просто выполняйте их указания. Чтобы не случилось, не подбирайте брошенное оружие. Ваши спасители могут убить любого человека, у которого в руках оказалось оружие.
  • 8. Будьте осторожны.

Понятие экономической безопасности. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Специфика обеспечения экономической безопасности в регионе. Угрозы экономической безопасности России в начале XXI столетия

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность - такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность хозяйственных интересов государства, общества и личности по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Ее формирует совокупность факторов, обеспечивающих суверенность национальной экономики, ее внутреннюю устойчивость, способность к постоянному развитию и обновлению, повышению конкурентоспособности.

Объектами экономической безопасности в Российской Федерации, согласно действующему законодательству, являются: личность; общество; государство; основные элементы экономической системы.

К субъектам экономической безопасности относят государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, граждан, общественные и иные организации и объединения.

Экономическая безопасность предполагает:

  • во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и ее геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития, обеспечивать реализацию ее интересов;
  • во-вторых, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам путем повышения эффективности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

В последние десятилетия понятие экономической безопасности было дополнено таким важным элементом, как конкурентоспособность национальной экономики в целом и ее ведущих отраслей на мировом рынке.

Экономическая безопасность есть часть национальной безопасности, ее ведущее звено. Кроме того, в каждом из существующих структурных элементов национальной безопасности можно выделить экономический аспект.

Сегодня национальную экономическую безопасность можно рассматривать по отношению к процессам глобализации, международной конкуренции; мировым и внутренним кризисам; к политическому и военному противостоянию с другими государствами и блоками, в том числе вооруженному.

Обеспечение экономической безопасности России является краеугольным камнем при интеграции страны в мировую экономику. Только при наличии четкой соответствующей стратегии она может занять подобающее ей место в мире.

В настоящее время принято говорить о трех важнейших элементах экономической безопасности.

  • 1. Экономическая независимость. В современном мире она не носит абсолютного характера, ибо национальные хозяйственные комплексы большинства стран тесно переплетены друг другом. В этих условиях речь идет о возможности контроля государства над национальными ресурсами, достижения такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает конкурентоспособность страны на внешних рыках.
  • 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики. Она предполагает создание надежных условий и гарантий собственности и предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (криминальные структуры, серьезные разрывы в распределении доходов, грозящие вызвать социальные потрясения, И Т.Д.).
  • 3. Способность к саморазвитию. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Для построения эффективной системы экономической безопасности необходимо выявление наиболее опасных угроз, их ранжирование, определение проблем, нуждающихся в оперативном устранении или последовательной стратегической нейтрализации.

Под угрозой понимается совокупность факторов и условий, порождающих опасности для устойчивого функционирования национальной экономики или международной экономической системы. Причем следует разграничивать угрозы экономической безопасности и слабости системы. Например, слабостью национальной экономической системы является слабость развития в стране высоких технологий, а угрозой - факторы, способные помешать их развитию.

Систему обеспечения экономической безопасности государства необходимо рассматривать по двум направлениям: подавлять угрозы и ликвидировать слабости, которые и делают экономику открытой для угроз.

При этом важно различать угрозы для стабильности экономической системы и угрозы национальной безопасности в целом, которые носят экономический характер. Это далеко не одно и то же.

С одной стороны, ряд угроз для экономической системы не являются угрозами национальной безопасности. Например, несбалансированное и неоправданно высокое увеличение расходов на экологию будет представлять угрозу экономической стабильности, но не будет являться угрозой национальной безопасности. С другой стороны, некоторые угрозы, имеющие критическое значение для обеспечения национальной безопасности, не являются прямыми угрозами для экономической системы. Так, сокращение расходов на содержание армии для уменьшения дефицита бюджета будет разумной мерой с экономической точки зрения, но в то же время губительной для национальной безопасности государства.

Угрозы национальной экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • неэффективная структура народного хозяйства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
  • демографический кризис, сокращение населения, неконтролируемая миграция;
  • излишняя доля наличного денежного оборота, подпитывающего теневую экономику;
  • наличие в экономике значительного числа нежизнеспособных технологически отсталых предприятий;
  • ослабление научно-технического потенциала страны, вывоз (зачастую нелегальный) за ее пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий;
  • высокая степень физического износа основных фондов большинства предприятий;
  • неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
  • высокая затратность, касающаяся практически всех факторов производства - труда, капитала, материалов, энергии;
  • значительная доля теневого сектора экономики, криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
  • отставание прироста разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи;
  • неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций;
  • высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие «среднего класса» в российском обществе, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы и прочее, что нарушает социальную стабильность в стране.

К внешним угрозам можно отнести:

  • высокую долговую нагрузку на экономику, созданную за последние годы крупными заимствованиями фирм, где государство имеет значительную долю в капитале (например, Газпром);
  • зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;
  • негласную поддержку мировыми державами очагов регионального сепаратизма и национализма, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку в России. Опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что

угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме.

Обеспечение безопасности национальных интересов России в сфере экономики предполагает:

  • 1) способность поддерживать в ближайшее десятилетие рост ВВП выше, чем в среднем по миру;
  • 2) повышение национальной конкурентоспособности, прежде всего в обрабатывающих отраслях, и увеличение в 5-6 раз доли предприятий, функционирующих на основе высоких технологий;
  • 3) устойчивый рост реальных доходов населения, заработной платы, пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего класса с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
  • 4) эффективную банковскую систему, способную поддерживать достаточный уровень кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
  • 5) повышение в структуре экспорта доли продукции обрабатывающих отраслей; сохранение безопасного уровня импорта, особенно продовольствия (не более 25% розничного товарооборота);
  • 6) независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
  • 7) сохранение единого экономического пространства;
  • 8) недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Обобщая сказанное, можно выделить три важнейших направления гарантии экономической безопасности страны: долгосрочный устойчивый рост ВВП, опережающий по темпам средние мировые,

европейские и азиатские показатели, повышение конкурентоспособности экономики, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян.

Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в учебный процесс и преподаются специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем экономической безопасности нашла свое отражение в работе всероссийских и международных научно-практических конференций.

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей.


Признаками государства являются :

· наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

· право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

· определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости .

Существуют следующие виды государственной безопасности :

· геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

· политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

· военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

· экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз .

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

· экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

· налоговые и таможенные службы;

· банки, биржи, фонды и страховые компании;

· производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)


Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208
____________________________________________________________________

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется - Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 18, от 29 апреля 1996 года,
ст.2117

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!